Содержание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
Писманик М.Г. Верующие и неверующие: взаимопонимание
|
12
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
|
Цзэн Лояо Рождение и становление сюжетного балета в России
|
26
|
Хуан Цзюньхэ Новые формы выразительности в китайском драматическом театре
|
32
|
Тан Итин Становление и развитие скрипичного искусства в Китае
|
36
|
Ван Тин Икона в культурном пространстве современной России
|
40
|
Ли Айянь Основные вехи взаимоотношений России и Китая в сфере режиссерского искусства
|
44
|
Ма Тяньци Фортепианное творчество китайских композиторов | 48 |
Сю Тинтин Православные традиции в русской классической музыке XIX века | 52 |
СОЦИОЛОГИЯ
|
|
Ключкин Ю.С. Вопросы информационного неравенства во взаимосвязи с его социально-экономическими последствиями
|
58
|
Гордеев Е.А. Справедливость и доверие в контексте взаимодействия подчиненных и руководителя
|
68
|
Пятицкая А.В. Организационная культура: ее место и роль в управлении качеством
|
75
|
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ
|
|
Калабекова С.В., Джамбаева З.У., Амирханян В.Г. Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии
|
80
|
Попов С.И. Судьба гедонизма: диалог с античными учениями о счастье
|
85
|
Ашнокова Л.М., Дадашев Агабаба Айдын оглы, Пак Л.Е. Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения
|
92
|
Каширина О.В., Калабекова С.В., Муликова Н.А. Научно-теоретические основания практической философии в контексте культуры времени
|
97
|
Аннотации
|
107
|
Авторы
|
113
|
Аннотации
Писманик М.Г.
Верующие и неверующие: взаимопонимание
Благодаря реальному обеспечению свободы совести, в постсоветском обществе сформировалось тесное гражданственное единение верующих и неверующих россиян. Но их мировоззренческие различия порождают некоторые расхождения во взаимопонимании и по отношению к ряду важных проблем социума и духовной культуры. Органичная близость или даже тождество религиозных и светских ценностей по ряду базовых социокультурных проблем в силу психологических и экзистенциальных факторов многим россиянам не очевидны. В статье содержатся предложения по укреплению гражданского единения и оптимизации взаимопонимания верующих и неверующих россиян по ряду важных, но неочевидных проблем социума и духовной культуры.
Ключевые слова: вера, верующие и неверующие, свои, не-свои, иные, понимание и взаимопонимание, мировоззренческое равновесие, ценности и антиценности, светскость, политизация религии, воцерковление государства.
Цзэн Лояо
Рождение и становление сюжетного балета в России
На протяжении трех веков своего существования русский балет претерпел существенные метаморфозы. Но важным этапом в развитии этого вида хореографического искусства является его драматизация. Сближение балета с театром, послужившее созданию сюжетного балета, стало знаковым событием в России. Данная статья посвящена эволюции сюжетного, или нарративного, балета. Автор статьи рассматривает историю становления сюжетного балета в России, останавливаясь на лучших образцах балетного сценического искусства.
Ключевые слова: сюжет, сюжетный балет, танец, хореографическое искусство, драматургия.
Хуан Цзюньхэ
Новые формы выразительности в китайском драматическом театре
Драматургия появилась в Китае благодаря культурному диалогу с Западом. С начала 20-го века раннее драматическое искусство Китая имеет некоторые характерные общности с оперой. C ходом времени подобный иностранный вид искусства укоренился в культурной почве китайской нации и прошел процесс обкатки и адаптации. В первые дни своего существования драматическое искусство столкнулось с исключением местной культуры из своего репертуара, но в процессе адаптации полноценно интегрировалась в китайскую историческую культуру, приобретя свой индивидуальный стиль современной китайской драмы.
Ключевые слова: драматическое искусство, Китай, театр, опера, историческое наследие.
Тан Итин
Становление и развитие скрипичного искусства в Китае
Скрипичное исполнительское искусство появилось, популяризировалось и развивалось в Китае в результате экономического и культурного обмена между Востоком и Западом (включая Россию). Китайская скрипичная музыка имеет свои уникальные характеристики, которые уходят корнями в китайскую традиционную музыку и философию. На протяжении многих лет Китай постепенно создавал свою уникальную систему обучения игре на скрипке. Сочетания красивого звука скрипки и богатой техники с традиционными китайскими музыкальными концепциями привело к созданию множества прекрасных китайских скрипичных произведений. Усилия китайских музыкантов и педагогов по игре на скрипке за последние десятилетия сделали скрипку одним из самых любимых музыкальных инструментов в Китае.
Ключевые слова: скрипичное искусство, история музыки, восточная философия, филармония.
Ван Тин
Икона в культурном пространстве современной России
В современную эпоху возрос интерес к национальному культурному наследию. Образцом такого наследия является русская икона, которая вот уже много столетий не перестает удивлять мир своей красотой и духовной чистотой. В культуре современной России икона по-прежнему продолжает занимать важное место. Однако, в конце ХХ века в русском иконописании появились новые тенденции. Иконопись стала развиваться в двух направлениях – каноническом, направленном на традиционную школу иконописи, и синтезирующем, представляющим собой синтез традиционных и реалистических тенденций в развитии иконописи. Специфику современной русской иконы и рассматривает автор данной статьи.
Ключевые слова: Россия, икона, культура, Русская Православная Церковь, реализм.
Ли Айянь
Основные вехи взаимоотношений России и Китая в сфере режиссерского искусства
Статья посвящена культурному сотрудничеству России и Китая в области режиссуры. Важным маркером развития российско-китайских культурных связей стала киноиндустрия. Культурные связи и в особенности кинематограф играют большую роль во взаимоотношениях государств и оказывают большое влияние на процесс взаимопонимания их народов. В статье представлен обзор российско-китайского сотрудничества в сфере кинорежиссуры. Целью настоящей статьи является детальный анализ и оценка ключевых двусторонних гуманитарных проектов в сфере кино. Материалы статьи могут быть полезны специалистам, занимающимся изучением российско-китайских отношений на современном этапе, исследователям и преподавателям гуманитарных наук вузов.
Ключевые слова: режиссура, киноиндустрия, российско-китайское сотрудничество, искусство.
Ма Тяньци
Фортепианное творчество китайских композиторов
Первые занятия по обучению игре на фортепиано в Китае осуществлялись миссионрами. В качестве инструмента аккомпанемента они использовали фортепиано, широко применявшееся на музыкальных курсах в церковных школах. В то время уровень исполнения миссионеров был относительно недостаточным, а метод обучения игре на фортепиано был относительно простым. У них был только базовый уровень успеваемости, поэтому впоследствии они использовали учебники, привезенные из своей страны, для обучения китайских детей. В частности, появление современной художественной школы позволило китайцам постепенно освоить фортепианные инструменты, что заложило основу для дальнейшего развития ремесла.
Ключевые слова: фортепиано, искусство Китая, фортепианное творчество, история музыки.
Сю Тинтин
Православные традиции в русской классической музыке XIX века
Православная церковная музыка – особая сфера русской национальной культуры. Она несет в себе эстетические, нравственные и религиозные ценности. Поэтому не случайно, что именно XIX век стал проводником духовных песнопений в образцы классической музыки той эпохи. Автор данной статьи рассматривает творчество самых выдающихся композиторов той эпохи – М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского – с одной стороны, с точки зрения ввода элементов православных церковных песнопений в симфонические и оперные произведения музыкального искусства, а с другой, как авторов церковной музыки.
Ключевые слова: православие, церковные песнопения, классическая музыка, Русская Православная Церковь.
Ключкин Ю.С.
Вопросы информационного неравенства во взаимосвязи с его социально-экономическими последствиями
В приведённой работе рассматриваются вопросы информационного неравенства в и возможности негативных последствий в экономической и социальной сфере общества. В стратегическом плане необходимо учитывать такую неприемлемую для общественной жизни мира вероятность. Современное общество начинает делиться на два класса: связанную с информационными сетями элиту, имеющую доступ к информационным системам и к тем, кто не имеет такого доступа и соответственно не использует его в повседневной жизни. Последствиями цифровизации может стать увеличение безработицы и падение удовлетворённости своей деятельностью со стороны среднеквалифицированных работников, что приведёт к еще большему расслоению общества с последующей социальной напряжённостью. Возникает новый специфический социальный строй из лиц, владеющих соответствующим интеллектуальным капиталом, где информационная составляющая занимает приоритетное место. Прогнозируется несоответствие имеющихся устаревающих навыков работников к новым вакантным местам цифрового наполнения. Информационное неравенство также порождает его особые производные формы в виде остановки информационного развития и в итоге к информационной неграмотности уже на ином уровне, исходя из развития цифровых систем. Для сведения к минимуму цифрового неравенства следует значительно улучшить качество жизни населения, поскольку они обеспечивают доступ к большему количеству информации, упрощают доступ к образованию, медицинской информации, потребительским товарам через онлайн-покупки и т. д. Необходимо создание предельно равных возможностей для массированного внедрения образовательных мер по преодолению рассматриваемого дисбаланса посредством проведения соответствующей государственной политики с помощью осуществления разработанных национальных проектов.
Ключевые слова: интернет, информационно-коммуникационные сферы, информационное неравенство, информационные технологии, цифровизация, цифровой разрыв.
Гордеев Е.А.
Справедливость и доверие в контексте взаимодействия подчиненных и руководителя
Статья посвящена рассмотрению ключевых критериев, по которым можно определить справедливость и доверие руководства к подчиненным, рассмотрены сложности при формировании наиболее подходящего стиля управления в организации. В статье проведена оценка действующей системы управления мотивацией и стимулирования труда в транспортной компании.
Ключевые слова: стиль управления, руководитель, организация, справедливость, доверие.
Пятицкая А.В.
Организационная культура: ее место и роль в управлении качеством
Рассмотрены вопросы влияния организационной и корпоративной культуры на управление ценой путем влияния на принятие решений и установления цен. Отмечена значимость корпоративной культуры для становления всякой организации. Обозначена отличие понятий «культура компании» и «климат». Описано влияние организационной культуры на стимулирование самосознания и высокую ответственность работника, выполняющего качественно поставленные перед ним задачи. Для поддержания требуемого уровня организационной культуры предложены ряд мер и методов диагностики внутренней корпоративной культуру фирмы. Изучены примеры формирования корпоративных ценностей в крупных компаниях России. Изучены примеры облачных НСМ платформ для автоматизации HR процессов и управления, которые позволяют раскрыть потенциал каждого сотрудника, отследить эффективность и в случае необходимости скорректировать работу.
Ключевые слова: организационная культура, корпоративная культура, идентификация ценностей, качество.
Калабекова С.В.
Джамбаева З.У.
Амирханян В.Г.
Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии
В данной статье автор раскрывает личность Александра Александровича Зиновьева, на самом деле, крайне интересную и неоднозначную. Писатель и философ, которого относят к числу тех, кто возрождал философскую мысль в СССР, социолог и публицист, за чьей спиной мировое признание, как в литературной стезе, так и в области математической логики. Авторы анализируют активную бунтарскую, гражданскую позицию человека, кто всю свою жизнь подвергался острой критике.
Ключевые слова: нонконформист, коммунистические идеалы, сталинизм, бунт, социологический роман, писатель, философ.
Попов С.И.
Судьба гедонизма: диалог с античными учениями о счастье
Полагается внутренняя связь друг с другом в парадигме гедонизма всех ос-новных эвдемонических учений античности – киренаиков, киников, эпику-рейцев, стоиков, скептиков. Человеческие типы последователей этих учений проецируются на современную жизнь. Прослеживаются изменения в реали-зации гедонистического принципа понимания счастья от киренаиков до стоиков. Философия стоиков полагается конечным пунктом «эволюции» ан-тичного гедонизма. Стоик видится господствующим типом современного че-ловека, «героем нашего времени». Намечается путь компенсации «издержек» стоического образа жизни.
Ключевые слова: счастье, гедонизм, удовольствие, долг, киренаик, киник, стоик, скептик, современный человек.
Ашнокова Л.М.
Дадашев Агабаба Айдын оглы
Пак Л.Е.
Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения
Статья посвящена проблеме соотношения утопии и марксизма в контексте тенденций современной социальной философии. Марксизм создавался в середине XIX в. как научное учение, которое противопоставляло себя утопическому социализму. Последователи Маркса хотя долгое время придерживались ортодоксального учения, однако с середины ХХ в. начинают рассуждать об утопии как о главном элементе своей социальной философии. История развития марксизма и социальной утопии, анализ их соотношения чрезвычайно важны как для марксистской теории, так и для оценки роли утопизма в современном мире.
Ключевые слова: утопия, идеальное общество, политическая утопия, социальная утопия, марксизм, утопический социализм.
Каширина О.В.
Калабекова С.В.
Муликова Н.А.
Научно-теоретические основания практической философии в контексте культуры времени
В данной статье авторами рассматриваются научно-теоретические основания практической философии в контексте культуры времени. Показана острая необходимость предложенной темы, которая заключается в обеспечении информационной безопасности России в формирующемся многополюсном мире, обостряющем информационные войны, а также жизненной потребностью согласованного развития (коэволюции) Общества и Природы, их динамического равновесия.
Авторы утверждают, что практическая философия предполагает обмен информацией (языковой, смысловой, визуальной, событийной, ситуативной, системной и т.п.) не только Человека с Человеком, но Человека с Природой и с Обществом и предлагают методы улучшения отношения государства и общества к теоретической и практической философии, с помощью повышения востребованности преподавания философских наук в вузах и практической философии (социального времяведения) в школах.
Ключевые слова: когнитивная сфера, информационная война, практическая философия, культура времени, ценностные установки, глобальное общество.
Авторы
Амирханян В.Г. - преподаватель кафедры физической подготовки, Воронежский институт МВД России.
Ашнокова Л.М. - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик).
Ван Тин - магистр, гуманитарный институт, Новосибирский национальный государственный университет.
Гордеев Е.А. - аспирант, Российского государственного социального университета.
Дадашев Агабаба Айдын оглы - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории, философии и права Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик).
Джамбаева З.У. - студентка 3 курса института Цифровых технологий Северо-Кавказской государственной академии.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Северо-Кавказская государственная академия.
Каширина О.В. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Гуманитарного института, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет».
Ключкин Ю.С. - аспирант факультета Социологические науки, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Ли Айянь - магистр, Российский государственный институт сценических искусств.
Ма Тяньци - бакалавр, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
Муликова Н.А. - кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет».
Пак Л.Е. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик).
Писманик М.Г. - доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии, Пермский государственный институт культуры.
Попов С.И. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Кемеровский государственный медицинский университет.
Пятицкая А.В. - кандидат социологических наук, доцент. Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова.
Сю Тинтин - аспирант, Московский государственный институт культуры.
Тан Итин - магистр, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.
Хуан Цзюньхэ - магистр, факультет мастерства сценических постановок. Российский государственный институт сценических искусств.
Цзэн Лояо - аспирант, кафедра музыкального искусства. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.