Скачать журнал в формате pdf

 
Экспертным советом Международного ФПМОиМК
издательство «Этносоциум» признано лучшим в номинациях
«Международное развитие межнациональных отношений»,
«Этносоциальное развитие России»
«Государство и гражданское общество»
 
Председатель редакционного Совета
Зязиков М.М. - Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, доктор философских наук, член Союза писателей России.
Доктор Фабио Баджо, Директор Международного института миграции Скалабрини Папского Урбанианского Университета.
 
Главный редактор
Рябова Е.Л. - Доктор политических наук, кандидат социологических наук, профессор.
 
Зам. главного редактора
Бессонов Е.Г. - Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики СПбГАУ.
Солонин К.Ю. - Доктор философских наук, Профессор Института китайской классики Народного университета Китая. Пекин.
Чапкин С.В. - Академик Академии экологии и права, Президент Фонда ПМКиОМО.
 
 
 
Над выпуском работали:
Экспертный совет;
Редакционный совет;
Наблюдательный совет.
 
Рецензионный совет издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений Российской Федерации
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно ар­гументированных точек зрения, которые могут расходиться с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Межконфессиональная миссия» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
 
 

Содержание

 
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
 
Чебодаева М.П., Ултургашева Н.Д. Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) – исследователь народного искусства хакасов
12
Масаев М.В., Лыкова Н.Н. Культурологическое измерение феномена российского новомученичества: некоторые аспекты проблемы
19
Ван Цишэнь Актуальные проблемы психологии искусства
24
Дин Лулу Потенциальная программность в творчестве Фридерика Шопена
28
Тун Чжанцинь Сущность, значение и особенности развития менеджмента шоу-бизнеса в России
34
У Лэй Музыкальное образование как феномен культуры
40
Чжао Цзыи Влияние русского реализма на китайскую живопись
45
Юэ Чжихэн О некоторых вопросах обучения вокальному искусству в Китае и России
49

РЕЛИГИЯ  И  ОБЩЕСТВО
Грицкевич Т.И., Логунова Л.Ю. Догмат о Пресвятой Троице: когнитивно-эмоциональные основания сакрального
54
 
АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  НАУКИ  И  ИННОВАЦИИ
Петрова С.И., Петров И.Ф. Детерминирующая роль потребностей в деятельности человека
65
Петина Э.Ш., Петин Д.Э., Шаймакова Ж.Б. Профилактика негативных последствий технологии дистанционной работы и обучения
70
 
ФИЛОСОФИЯ,  СОЦИОЛОГИЯ:  АКТУАЛЬНОСТЬ  И  ИННОВАЦИИ
Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Управление знаниями как составляющая китайского традиционного общественного идеала «Датун»
76
 
СОЦИОЛОГИЯ
Решетникова А.И. Влияние социального самочувствия на социальное здоровье и благополучие членов семей сотрудников силовых ведомств
86
Пренас Н.Н., Запрометова С.А., Жулина Ю.О. Влияние спортивного волонтерства на жизнь студентов СПБГТИ(ТУ)
94
Ковалева А.В., Потапчук В.В. Развитие социальной защиты семей в Российской Федерации
102
Пилипенко Б.А. Социальная ответственность крупного бизнеса в условиях экологических угроз
108
Тищенко Р.В. Формирование гражданской идентичности подростков мужского пола
114
Топоров А.Ю. Общественный контроль в системе управления безопасностью труда предприятия. Практическая мотивация субъекта
123
Третьякова И.В. Социальные технологии в деятельности российских музеев
128
 
Аннотации
 
141
Авторы
149

 

 

Аннотации

 

 

Чебодаева М.П.

Ултургашева Н.Д.

Этнограф А.В. Адрианов (1854-1920) – исследователь народного искусства хакасов

В статье впервые рассматривается вклад этнографа А.В. Адрианова в изучение народного искусства хакасов. Этнографические коллекции А.В. Адрианова, собранные в начале ХХ века, в настоящее время хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Томска. Изучением народного искусства этнограф знимался с 1904 по 1920–е годы посетив многочисленные улусы Минусинского и Ачинского округов Енисейской губернии. В 1920 году ученый А.В. Адрианов подвергся репрессии, был растрелян и на многие годы был забыт.

Ключевые слова: изобразительное искусство Хакасии, народное искусство хакасов, орнамент, музейные коллекции.

 

Масаев М.В.

Лыкова Н.Н.

Культурологическое измерение феномена российского новомученичества: некоторые аспекты проблемы

В настоящем исследовании выделены некоторые аспекты по ряду мнений авторитетных авторов в феномене новомученичества с точки зрения культурологического измерения проблемы. Подчёркивается при этом, что актуальность вопроса заключается не только в том, что мы не можем обойти феномен новомученичества как ретроспекции метаисторического ответа на духовные вызовы Великой российской революции. Данная проблема в ракурсе именно культурологического измерения феномена российского новомученичества на сегодня в такой постановке вопроса практически не изучена.

Ключевые слова: феномен новомученичества, ретроспекция, метаисторический ответ, духовные вызовы, культурологическое измерение феномена, аксиология православия, педагогика духовного развития, культурологичекая рефлексия.

 

Ван Цишэнь

Актуальные проблемы психологии искусства

Статья посвящена актуальным проблемам психологии искусства. Проведен анализ психологических аспектов искусства как вида человеческой деятельности в новых социокультурных условиях современного общества. Раскрыты психологические механизмы и закономерности художественного восприятия как традиционных, так и современных произведений искусства. Показано влияние личностных черт на восприятие различных направлений искусства. Понимание психологических механизмов создания и восприятия произведений искусства позволяет использовать их воспитательный ресурс в образовательном процессе.

Ключевые слова: искусство, художественное восприятие, художественный замысел, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод побуждения к соавторству.

 

Дин Лулу

Потенциальная программность в творчестве Фридерика Шопена

В данной статье рассматривается проблема обнаружения программности в произведениях Ф. Шопена как основного признака поэмности творчества композитора. Исследование программности в творчестве Ф. Шопена позволит глубже понять особенности разворачивания поэмности в произведениях композиторов-романтиков. Более того, обнаружение программности (потенциальной) в композициях Шопена позволит актуализировать его творчество вне времени. В рамках статьи изучение программности происходит посредством введения термина «потенциальная программность». Данное расширение определения программности позволяет обнаружить ее проявление в творчестве композитора и более осмысленно подходить к трактовке и исполнительству его произведений. В тексте делается вывод о том, что в музыкальных произведениях Шопена потенциальная программность появляется благодаря трансформации образности в произведении, наличии в нем межжанрового синтеза, свободе построения и наличии смешанных форм в композиции.

Ключевые слова: потенциальная программность, Фридерик Шопен, поэмность, программность, романтизм.

 

Тун Чжанцинь

Сущность, значение и особенности развития менеджмента шоу-бизнеса в России

По мере того, как развивается и усовершенствуется индустрия развлечений, трансформируются и подходы к ее управлению, изменяются приоритеты и целевые установки. Лидеры отрасли пересматривают свой бизнес, сосредоточившись на операционном совершенстве и гибкости, включая упрощение многих сложных процедур. В данном контексте статья посвящена исследованию сущности менеджмента шоу-бизнеса в России, а также раскрытию его значения и особенностей развития на современном этапе. Отдельно выделены проблемы и вызовы, стоящие перед современными компаниями, которые занимаются организацией творческих проектов в России. 

Ключевые слова: шоу-бизнес, управление, артист, гибкость, рынок, срок.

 

У Лэй

Музыкальное образование как феномен культуры

Статья посвящена рассмотрению феномена музыкального образования в контексте эволюции отечественной культуры. Автором обозначены аспекты анализа данного явления (историко-культурный, социокультурный, искусствоведческий, системный, процессуальный, антропологический) и предпринята попытка их раскрытия с целью выявления интегрирующего начала, структурного и сущностного единства музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, отечественная культура, историко-культурный аспект музыкального образования, социокультурный.

 

Чжао Цзыи

Влияние русского реализма на китайскую живопись

В статье показано большое влияние китайской живописи на русскую живопись согласно исследованиям живописных стилей художника-миссионера Раджашева и известного современного русского художника Юрия Калейты. С непрерывным усилением национальной мощи отношения между Китаем и Россией становятся все более и более закрытыми. И в этом контексте необходимо углублять сотрудничество в области культуры и искусства между Китаем и Россией. Культура и искусство могут способствовать дружбе между китайским и русским народами, а также развитию культуры и искусства в этих двух странах.

Ключевые слова: китайская живопись, русский реализм, искусство, культурный диалог.

 

Юэ Чжихэн

О некоторых вопросах обучения вокальному искусству в Китае и России

Курсы обучения вокальному искусству в Китае развиваются, и учебная программа постоянно совершенствуется. В то же время есть много педагогов и музыкантов, которые неправильно понимают программу обучения вокальному искусству. Поэтому крайне необходимо провести глубокий анализ учебной программы по вокальному искусству. В данной статье анализируются различия между китайскими и русскими курсами обучения вокалу с разных точек зрения и обобщается некоторый опыт. 

Ключевые слова: вокальное искусство, образование, Россия, Китай, искусство, межкультурный диалог.

 

Грицкевич Т.И.

Логунова Л.Ю.

Догмат о Пресвятой Троице: когнитивно-эмоциональные основания сакрального

Исследовательское внимание авторов посвящено краеугольному догмату Православной Церкви, отраженному в Никео-Константинопольском Символе веры и важному элементу религиозного культа – религиозному ритуалу таинства Крещения, который определяет смыслосодержательные основы глубокой религиозности личности, значимые символы триединства нераздельной Пресвятой Троицы и их интеллектуальную интерпретацию, эмоциональные паттерны состояния веры и понимания сакрального смысла единства Бога в трех Лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Теологическая интерпретация сакральности ритуального действия связана с внешними формами ритуального комплекса совершения действий и внутренними когнитивными механизмами формирования, распознавания, осознания и интерпретации личностью доктринального содержания религиозного учения через смысловое означивание совершаемых ею символических действий, значения образов-символов как маркёров осознания догматов вероисповедания Христианства. Религиозное праймирование напрямую зависит от когнитивно-эмоциональной активации религиозных убеждений и верований личности, которые поддерживаются религиозной культурной средой. 

Ключевые слова: теология, Православие, Троица, триединство Бога, божественные ипостаси, символ веры, религиозность, вера, сакральность, традиция, религиозный культ, когнитивное религиоведение.

 

Петрова С.И.

Петров И.Ф.

Детерминирующая роль потребностей в деятельности человека

Статья посвящена человеческой деятельности и роли потребностей в ее детерминации. Как форма специфически человеческой активности, деятельность предполагает наличие субъектно-субъектных отношений, формирующихся благодаря возможности субъекта к саморазвитию, самоанализу и стремлению к социальным взаимоотношениям. Социальное действие напрямую связано с субъективным восприятием реальности и является способом осуществления субъективно значимых и целенаправленных действий. Потребность связана с конкретизацией представлений о предмете деятельности, которым может быть человеческий индивид, социальный слой, социальная группа, общество. В статье показывается, что человек выступает как субъект деятельности в результате взаимоотношений с окружающей действительностью, обусловленных содержанием предмета, от которого активизируются внутренние процессы в организме человека. Потребность выступает связующим звеном во взаимодействии субъективного и объективного. Поэтому потребность, присутствующая в каждом человеческом действии, представляет собой не часть, существующую наряду с другими ее частями - субъектом и объектом, - а именно свойство одной из частей деятельности, ее субъекта определяющих его поведение.

Ключевые слова: деятельность, потребность, человек, объект, субъект.

 

Петина Э.Ш.

Петин Д.Э.

Шаймакова Ж.Б.

Профилактика негативных последствий технологии дистанционной работы и обучения

На протяжении последних лет технология дистанционной работы и обучения имеет тенденцию к увеличению. Этот формат удаленной работы, кроме положительных факторов, имеет и целый ряд негативных последствий, связанных с физическим и ментальным здоровьем сотрудников. В публикации даются рекомендации по профилактике негативных проявлений удаленной работы и улучшения качества жизни.

Ключевые слова: дистанционная работа и обучение, ухудшение здоровья, психологическое выгорание, снижение качества обучения, режим дня, прогулки, двигательная активность.

 

Захаров М.Ю.

Шишкова А.В. 

Управление знаниями как составляющая китайского традиционного общественного идеала «Датун»

Статья посвящена рассмотрению феномена управления знаниями в контексте традиционного общественного идеала «Датун», созданного китайской философией и прошедшего долгий путь трансформации от старого Китая до современной интерпретации в качестве предполагаемого образа будущего. Проанализированы исторические предпосылки проблемы управления знания в китайской мысли и роль традиционного пред-знания в процессе управления обществом и государством. Сделан вывод, что в настоящий момент мы наблюдаем превращение традиционного проекта общества «Датун» в национальный форсайт-проект, а направленное управление знаниями, реализующееся в том числе через образовательные реформы, является важнейшей составляющей этого проекта.

Ключевые слова: Китай, общественный идеал, Датун, управление знаниями, прогностика.

 

Решетникова А.И.

Влияние социального самочувствия на социальное здоровье и благополучие членов семей сотрудников силовых ведомств

В статье рассматриваются научные подходы к определению понятий социальное самочувствие, благополучие и социальное здоровье. Выделены ключевые элементов и показатели социального самочувствия. В статье предложены группы факторов, влияющих на социального самочувствия индивида. Акцентировано внимание на влияние социального самочувствия на социальное здоровье сотрудников силовых структур и членов их семей. Рассматриваются отличительные характеристики социального самочувствия и его индикаторы при изучении данного феномена в рамках монопрофильного города.

Социальное здоровье – состояние организма, которое определяет способность индивида контактировать с другими людьми. Социальное здоровье может быть положительным аспектом здоровья, который включен в конституционное определение здоровья Всемирной организации здравоохранения. Отмечается сложный многокомпонентный состав данного понятия, что обусловливает разнообразие сложившихся подходов. 

Для понимания тенденций в области развития социального здоровья сотрудников силовых структур важное значение имеет своевременная статистика здравоохранения. Приведены данные результатов исследования социального самочувствия и его влияния на социальное здоровье. 

Ключевые слова: социальная медицина, социальное самочувствие, элементы социального самочувствия, индикаторы социального самочувствия, социальные отношения, сотрудники силовых ведомств, социальное здоровье.

 

Пренас Н.Н.

Запрометова С.А.

Жулина Ю.О.

Влияние спортивного волонтерства на жизнь студентов СПБГТИ(ТУ)

Студенты - будущая опора современного общества. Во всех странах именно этой категории граждан уделяется особое внимание. Это нужно для того, чтобы воспитать здоровое, трудолюбивое и социально активное население. К прогрессивным и эффективным методам социального воспитания и развития студенческой сферы является спортивное волонтерство. 

Волонтерство - от латинского voluntarius переводится как добровольный — это безвозмездная, сознательная деятельность, которая направлена на достижение социально-значимых целей. Волонтерство предоставляет уникальные возможности для постоянного обучения и самосовершенствования. 

Ключевые слова: волонтерство, инициатива, современность, студенты, общество, цели, социум, значимость.

 

Ковалева А.В.

Потапчук В.В.

Развитие социальной защиты семей в Российской Федерации

В статье рассматривается процесс развития социальной защиты семей с момента распада СССР до настоящего времени. Автор отмечает, что социальная защита проходила становление практически с «чистого листа», где на начальном этапе она во многом заключалась в материальной поддержке семей, однако постепенно стала расширять зону своей ответственности на формирование семейных ценностей и укрепление института семьи в целом. Представлены различные государственные программы и меры поддержки, которые направлены на помощь семьям. Описано становление социальной защиты семьи в России и ее роль в укреплении института семьи и формировании семейных ценностей.

Ключевые слова: семьи с детьми, социальная защита, социальная помощь, семейная политика, государственная программа, нормативно-правовые акты.

 

Пилипенко Б.А.

Социальная ответственность крупного бизнеса в условиях экологических угроз

Целью исследования является анализ особенностей социальной ответственности современного бизнеса в ситуации глобальных экологических угроз. В настоящее время проблема актуальна для большинства источников добычи биологических ресурсов и станет непоправимой, если не приложить усилия уже сейчас. Автор приводит примеры, каким образом на практике реализуется тенденция экологизации бизнес-процессов. 

Ключевые слова: социальная ответственность, экологичность, рациональное природопользование, экологизация бизнеса.

 

Тищенко Р.В.

Формирование гражданской идентичности подростков мужского пола

Гражданская идентичность, как элемент идентичности личности является предметом междисциплинарных исследований и поиска эффективных практических технологий и методов, использование которых позволит обогатить образовательно-воспитательный процесс и воздействие на подростков. 

Актуальность статьи обусловлена особой значимостью гражданской идентичности как интегративной черты личности подростка, отражающей совокупность таких элементов, как патриотизм, любовь к Родине, гражданская позиция, чувство справедливости, ощущение себя гражданином и пр. Гражданская идентичность подростков мужского пола несколько отлична от женского, поскольку общественное представление мужчины, формирующееся в подростковом возрасте, ориентировано на воспитание смелого, ответственного защитника, лидера, патриота. 

В работе проведен анализ теоретических подходов к определению понятия идентичности и гражданской идентичности юношей-подростков. Приведены данные отражающие практические аспекты формирования идентичности подростков мужского пола в образовательных учреждениях. Практическая значимость статьи заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть использованы в российских образовательных организациях при работе с подростками.

Ключевые слова: подростковый возраст, юноша, образование, школа, идентичность, гражданская идентичность, педагогика, образовательный процесс.

 

Топоров А.Ю.

Общественный контроль в системе управления безопасностью труда предприятия. Практическая мотивация субъекта

Статья рассматривает вопрос функционирования общественного контроля в системе управления предприятием, как ключевого аспекта обеспечения охраны трудовой деятельности. Произведен анализ системы обеспечения безопасности трудящихся на предприятиях. Рассмотрена роль профсоюзных организаций в системе охраны труда, определена зависимость их работы от качества работы организации в целом, а также от занимаемой позиции в системе общественного контроля. Целью исследования является определение сущности общественного контроля в управленческой системе и обеспечении безопасности на производстве. 

Было выявлено, что культура безопасности труда на предприятиях за последнее время идет на спад в как различных промышленных отраслях в целом, так и на горнорудных предприятиях в частности. Основной проблематикой данной темы выявлена недостаточная культура отношения к контролю в сфере охраны трудовых прав наемных работников. Выявлено, что выборные руководящие органы профсоюзов (комитеты, комиссии и др.) должны проводить реальные действия, направленные на реформирование политики в области охраны труда. 

Результатом исследования является рассмотрение организации, порядка проведения и оценки результатов конкурса «Лучший уполномоченный по охране труда», проводимом на предприятии АО «Комбинат КМАруда». Выявлено, что данная форма общественной работы способствует повышению эффективности работы сотрудников, улучшению их технических навыков и мотивации к труду.

Ключевые слова: охрана труда, профсоюз, предприятие, контроль, безопасность.

 

Третьякова И.В.

Социальные технологии в деятельности российских музеев

В современных условиях, предъявляющих высокие требования к качеству работы культурно-досуговых учреждений, перед музеями как главными институтами, отвечающими за популяризацию культурных ценностей, остро стоит задача организации и оптимизации деятельности посредством новых технологий управления.

В статье автор раскрывает сущность понятия «социальные технологии», анализирует социальные технологии, наиболее часто применяемые в рамках деятельности современных российских музеев, оценивает эффективность применения указанных технологий в рамках музейной практики.

В работе уделено значительное внимание особенностям применения социальных технологий в зависимости от вида музея, а также направленности его деятельности. Автор подчеркивает связь избираемой руководством музея социальной технологии и результатов развития культурно-досугового учреждения, роста его популярности среди посетителей.

Авторское внимание акцентируется на преимуществах использования элементов всех, опробованных в управлении российскими музеями, социальных технологий в комплексе для успешного развития и достижения целей данных культурных учреждений.

Ключевые слова: социальные технологии, музей, экспозиция, хранение, научно-просветительская работа, культурно-досуговая деятельность, «персональные технологии», музейное образование, музейная педагогика.

  

  

Авторы

Ван Цишэнь - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Грицкевич Т.И. - доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных наук. Кемеровского государственного университета.

Дин Лулу - аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломономсова».

Жулина Ю.О. - студентка группы № 6953. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург».

Запрометова С.А. - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург».

Захаров М.Ю. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».

Ковалева А.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальная, работа и психология, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Логунова Л.Ю. - доктор философских наук, профессор кафедры социологических наук. Кемеровского государственного университета.

Лыкова Н.Н. - кандидат культурологии, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО Крымский Филиал «Российский государственный университет правосудия».

Масаев М.В. - доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

Пилипенко Б.А. - аспирант 1 курса ФГБОУ ВО РГСУ (Российский государственный социальный университет).

Петина Э.Ш. - преподаватель кафедры физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань.

Петин Д.Э. - тренер спортивного клуба «GlassonTeam», г. Нижний Новгород.

Петров И.Ф. - доктор философских наук, профессор. Академия маркетинга и социально-информационных технологий г. Краснодар.

Петрова С.И. - кандидат культурологии, доцент. Академия маркетинга и социально-информационных технологий г. Краснодар.

Потапчук В.В. - студент, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Пренас Н.Н. - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург».

Решетникова А.И. - БГКОУ «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина».

Тищенко Р.В. - аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права».

Топоров А.Ю. - аспирант кафедры философии и социологии ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (ОУП ВО «АТиСО»).

Третьякова И.В. - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социальных технологий социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Тун Чжанцинь - аспирант, Санкт-петербургский государственный институт культуры.

Ултургашева Н.Д. - доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры Кемеровского государственного института культуры.

У Лэй - магистр, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Чебодаева М.П. - кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, член АИС (г. Абакан, РФ).

Чжао Цзыи - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Шаймакова Ж.Б. - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Философия, социология, лингвистика», Астраханский государственный архитектурно-строительный университет.

Шишкова А.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».

Юэ Чжихэн - магистр наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.