Содержание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
Протоиерей Димитрий Лескин Философы русского зарубежья о русском культурно-историческом типе
|
12
|
Васильев И.С. Рецепция Библии в исламе (9-13 век)
|
24
|
Шашок Л.А. Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
|
32
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
|
|
Шашок Л.А. Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
|
41
|
Сюй Шибинь Просвещение скрипки в детстве
|
45
|
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ
|
|
Терновая Л.О. Социальные аспекты очищения общества в прямом и переносном смыслах
|
54
|
Мазунова Л.К. Человек как объект преобразования в эпоху цифры
|
63
|
Сандул Я.В., Мензарарь С.А. Развитие правового сознания российского общества в условиях социальных потрясений (на примере пандемии коронавирусной инфекции)
|
70
|
Малейченко Е.А., Скидан М.Н. Социологические аспекты цифровизации образования
|
78
|
Трусова Е.А., Ткач Е.Н. Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия
|
84
|
Ткач Р.С., Ткач Е.Н., Звягина Г.В. Разработка стартапа «Sportlife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и массовым спортом
|
92
|
Бондаренко Н.Г., Коваленко А.А., Гурин М.В. Общество и знание: социальная конструкция реальности
|
100
|
Аннотации
|
109
|
Авторы
|
114
|
Аннотации
Протоиерей Димитрий Лескин
Философы русского зарубежья о русском культурно-историческом типе
В пасхальные дни хочется говорить о России как носительнице Пасхального мировоззрения, а о русской культуре – как о культуре Пасхальной. Анализ и сравнение.
Ключевые слова: философия, язык, культура, история, тип, мировозрение.
Васильев И.С.
Рецепция Библии в исламе (9-13 век)
Статья посвящена рассмотрению эволюции рецепции библейского текста в исламе, в период с 9 по 13 века; в ней делается попытка выяснить изначальное отношение к Библии в исламе и то, как это отношение эволюционировало со временем. В статье рассмотрен весь спектр самых значимых исламских источников, которые касались этого вопроса, начиная с момента появления на свет «Сахих аль-Бухари», как самого авторитетного сборника исламских священных преданий, вплоть до 14-го века.
Ключевые слова: Библия, ислам, Коран, священное предание, Тора, Евангелие.
Шашок Л.А.
Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
В данной статье рассматриваются этапы становления и развития идеологии Деобанди. Анализируются ее роль и место в исламском мире. Описываются аспекты идеологии, сыгравшие ключевую роль в формировании радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане.
Ключевые слова: Ислам, Афганистан, талибы, экстремизм, терроризм.
Воробьева Е.С.
От «принимающей стороны» - к стране культурных инноваций
Актуальность темы исследования обусловлена становления культурного феномена – Халлю или «корейской волны».
Многие исследователи считают, что «корейская волна» взросла из тех ценностей, которые прививались в Южной Корее культурными кодами Японии, Китая и США. Каким же образом Корее удалось не только сохранить в условиях глобализации самобытность своей культуры, но и сделать ее мегапопулярной на просторах Китая, Японии и затем всего мирового пространства? Как долго длилось зарождение современной креативной корейской культуры? Какую роль сыграли в становлении Халлю сериалы дорамы?
Необходимо так представить прототип, чтобы зрители узнали и поверили. В статье даются ответы на эти вопросы о причинах распространения этого культурного явления.
Ключевые слова: Корея, Япония, Китай, субкультуры, аниме, дорамы, Халлю, «корейская волна», массовая культура.
Сюй Шибинь
Просвещение скрипки в детстве
В статье рассматриваются цели обучения детей на скрипке, проводится обзор теоретической литературы относительно подходов к процессу обучения детей игре на скрипке, в том числе проводится анализ зависимости музыкальных навыков детей от их возраста. Также в статье проводится определение негативных следствий нерационально спроектированного процесса обучения детей на скрипке, определяются основные направления работы педагога, которые направлены на повышение эффективности просвещения детей игре на скрипке.
Ключевые слова: просвещение игре на скрипке, методические подходы, психологические факторы, принципы музыкальной подготовки, музыкальная педагогика, музыкальные навыки.
Терновая Л.О.
Социальные аспекты очищения общества в прямом и переносном смыслах
В статье на основе социально-исторического анализа представлена эволюция отношения людей к теме грязи, отходов, мусора. Эта проблема может быть рассмотрена как в прямом смысле, так и переносном, связанном с социальным низом, грязными помыслами, коррупцией и пр. Автор акцентирует внимание на связи этих аспектов, доказывая, что благодаря пониманию метафорического смысла грязи в разные исторические периоды посредством одних и тех же образов, касающихся грязи и мусора, оказывалось возможным привлекать внимание общества к социально значимым вопросам, например, избирательного права, борьбы с коррупцией, социальным лифтам. Появлялись зримые доказательства важности формирования амбивалентного отношения к людям и предметному миру, которое воплотилось, по выражению известного социолога З. Баумана, в мусорной культуре. Актуальность теме придает то, что глобализация, которая включила в свои потоки «глобализацию мусора», заставляла более ответственно подходить к проблеме утилизации отходов, требуя не только от общественных лидеров учитывать уроки «мусорной культуры», чтобы преодолеть глобальный кризис, но и заботится об изменении отношения к этим вопросам в массовом сознании.
Ключевые слова: глобализация, история, социальная ответственность, экология, мусор, отходы.
Мазунова Л.К.
Человек как объект преобразования в эпоху цифры
В статье противопоставлены две идеи совершенствования вида Homo sapiens: трансгуманизм ˗ идея «редактирования» человека с помощью биотехнологий и нейрохакинга, и «гоминизация» ˗ идея сохранения вида Человек Разумный тоже путем использования новейших технологий, но используемых как средства реализации и раскрытия потенциала Разума до своего предела.
Акцентируется внимание на симптомах трансформации современного человека, угрожающих существованию самого вида Homo sapiens.
Ключевые слова: трансгуманизм, постчеловек, информационно-коммуникационная эра, селекция человека, гоминизация, образование.
Сандул Я.В.
Мензарарь С.А.
Развитие правового сознания российского общества в условиях социальных потрясений (на примере пандемии коронавирусной инфекции)
В статье авторы рассмотрели особенности развития правового сознания в условиях пандемии коронавирусной инфекции. На примере российского общества показано функционирование правового сознания в процессе разработки и внедрения новых нормативных правил социальной жизни. Авторы доказывают, что политико-правовые ограничения способствуют закреплению деформационных форм правового сознания, понижая уровень доверия к власти, а также являются основой формирования спектрального многообразия восприятия населением управленческих решений: от полного принятия, до непринятия и негативной оценки.
Ключевые слова: правовое сознание, пандемия, социальный кризис, правое регулирование, правовой нигилизм.
Малейченко Е.А.
Скидан М.Н.
Социологические аспекты цифровизации образования
Рассматриваются роль и место цифровизации в совершенствовании системы традиционного образования. При этом основное внимание уделяется рассмотрению и преодолению негативных социальных последствий его цифрового переформатирования. Исходя из социальной природы человека обосновывается возможный синтез цифровизации и традиционного обучения, позволяющее использовать цифровизацию адекватно общественной природе и гуманистической сущности образования.
Ключевые слова: цифровизация образования, традиционное образование, искусственный интеллект, обнуление человека, дистанционное обучение.
Трусова Е.А.
Ткач Е.Н.
Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия
В статье представлены результаты исследования гендерных различий проявления репродуктивных мотивов супругов. Было опрошено 100 супружеских пар в период 2020-2021 гг. Самыми значимыми для супругов, принимавшим участие в исследовании, являются конструктивные психологические мотивы рождения ребёнка. Супруги понимают эти мотивы, часто совпадая в выборе пары (около 20% пар). Это были пары одинаковые по брачному стажу (5–10 лет), реализовавшие свои репродуктивные планы. Для данных пар ценность детей и семьи была максимальна значима. По результатам исследования достаточно значимым является деструктивный социальный мотив соответствия ожиданиям семьи, на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет опре-деленное влияние, особенно для женщин. Деструктивный экономиче-ский мотив для получения материальной выгоды также вошел в число достаточно значимых для опрошенных супругов. Было выявлено, что мужчины, принявшие участие в исследовании, больше в 1,5 раза, чем женщины, подвержены экономическому расчету. А женщины менее, чем мужчины, переживают за возможность с помощью ребёнка получить экономические бонусы.
Ключевые слова: репродуктивные мотивы, конструктивные мо-тивы, деструктивные мотивы, супружеская пара, беременность, соци-альные ожидания, отношения, здоровье.
Ткач Р.С.
Ткач Е.Н.
Звягина Г.В.
Разработка стартапа «Sportlife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и массовым спортом
Статья посвящена описанию особенностей разработки стартапа «SportLife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и спортом. По мнению авторов статьи, в современном российском обществе существенное значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья населения, формирования и упрочения здорового образа жизни. Физическая активность и массовый спорт обладают универсальной способностью комплексно решать проблемы повышения уровня здоровья населения, увеличения продолжительности жизни и трудоспособного возраста. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Авторами были получены следующие результаты: разработан и предложен вариант создания спортивно-цифровой платформы (сайта) «SportLife» для взаимосвязи спортсменов с тренерами, медицинскими учреждениями и организаторами мероприятий; создана информа-ционная база более 1000 спортсменов-любителей (легкоатлетов), при-влечены к сотрудничеству 2 беговых клуба города Хабаровска и 3 беговых сообщества; разработаны варианты единой программы и единых требований в сфере спортивной медицины для участников соревнований; привлечены организаторы спортивных мероприятий города Хабаровска, готовые сотрудничать с платформой «SportLife» и провести свои мероприятия с использованием данного цифрового ресурса.
Ключевые слова: стартап, массовый спорт, физическая культура, со-временное российское общество, население, здоровый образ жизни, спортивно-цифровая платформа.
Бондаренко Н.Г.
Коваленко А.А.
Гурин М.В.
Общество и знание: социальная конструкция реальности
Эпистемология знания в современной действительности, характеризующейся развитием технологичности и информатизацией общественных процессов, приобретает особое значение. Общество и знание представляют собой взаимодействие и результатом этого взаимодействия [2; 3], выступает знание, как артефакт социального конструкционизма. Объектом исследования выступает эпистемология знания, как философско – методологическое направление. Предметом исследования выступает социальная эпистемология в виде направления формирования социальных аспектов знания. Цель исследования – детекция содержания отношений общества и знаний. Задачи исследования: 1. Изучение теоретических источников предметной области исследования; 2. Детекция содержания социального конструктивизма и социального конструкционизма; 3. Формулировка научно аргументированных и обоснованных выводов исследования. Методологией исследования выступают общие принципы научного познания окружающей действительности в рамках философско – методологического подхода. Результатом исследования выступает детекция содержания взаимодействия общества и знания, как элементов социальной эпистемологии, формирующих современную социальную среду и формы научного познания.
Ключевые слова: социальный конструктивизм, социальный конструкционизм, эпистемология, социум, познание.
Авторы
Бондаренко Н.Г. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии права. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Пятигорский институт (филиал) СКФУ.
Васильев И.С. - магистр востоковедения и африканистики. Казанская православная духовная семинария.
Воробьева Е.С. - кандидат культурологии, доцент Департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет».
Гурин М.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры восточных языков и культур. Пятигорский государственный университет.
Звягина Г.В. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», магистрант факультета физической культуры.
Коваленко А.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Пятигорский институт (филиал) СКФУ.
Мазунова Л.К. - профессор, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
Малейченко Е.А. - кандидат социологических наук, доцент. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «РГУП» (Российский государственный университет правосудия), г. Краснодар.
Мензарарь С.А. - Приднестровский Государственный Университет имени Т.Г. Шевченко.
Протоиерей Димитрий Лескин - доктор философских наук, кандидат богословия, ректор. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти.
Сандул Я.В. - доцент кафедры общественных наук и организации здравоохранения. Кубанский медицинский институт.
Скидан М.Н. - старший преподаватель. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «РГУП» (Российский государственный университет правосудия), г. Краснодар.
Сюй Шибинь - аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Трусова Е.А. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», старший преподаватель кафедры психологии.
Ткач Е.Н. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук.
Ткач Р.С. - кандидат педагогических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», декан факультета физической культуры.
Шашок Л.А. - преподаватель Московский государственный институт международных отношений (У) МИД Российской Федерации.