
Содержание
|
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
|
Мельник С.В. Опыт преподавания дисциплин по тематике межрелигиозного диалога в российских ВУЗах
|
14
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
|
|
Лукина А.Г. Концептуальные коды мировоззренческих и религиозных концепций якутов в традиционных танцах
|
28
|
|
Горвиц Э.М. Представления о балерине в культуре XIX-XXI вв.: социальные и гендерные аспекты
|
40
|
|
Коломыц Д.М., Коломыц О.Г. Мифология русского авангарда начала XX века как философия переустройства общества
|
50 |
|
Задохина М.Б., Гончарова Н.В. Хабаровская организация Союза художников России и художественно-графический факультет, 50-70-е годы 20 века
|
56 |
|
ФИЛОСОФИЯ
|
|
| Муталимов А.Э. Многоязычный Дагестан: социально-философские размышления о научной версии возникновения языкового многообразия |
64
|
| Бойко В.А. Философские основания понятия опыта: от античности до феноменологии |
71
|
| Ивлев Я.С. Современная глобализация и перспективы ее развития |
81
|
|
Кочесоков Р.Х., Аталиков И.В. Парадоксы трансформации левых движений в западных странах
|
91
|
|
Бушуев Н.Н., Гришнова Е.Е., Ламинина О.Г. Значение мотивации в творческой деятельности
|
100 |
|
Попов С.И. Магия чисел как важная ступень перехода от мифа к логосу в ранней античности
|
107 |
|
Рябова Е.Ю. Социальные инновации как механизм улучшения качества жизни в республике Мордовия: анализ потребительских практик
|
113 |
|
Чиркова Е.А. Проблема ценностей в современных социальных теориях
|
121 |
|
|
|
|
Махмутова К.А. Межконфессиональное согласие в молодежной среде
|
127 |
|
Аннотации
|
133
|
|
Авторы
|
144
|
Аннотации
Мельник С.В.
Опыт преподавания дисциплин по тематике межрелигиозного диалога в российских ВУЗах
Сегодня в России активно развивается теологическое образование и наука. Частью теологических и религиоведческих исследований является проблематика выстраивания отношений между религиями – межрелигиозный диалог. Однако, несмотря на актуальность этой тематики, в нашей стране фактически отсутствуют учебные пособия, в которых вопросы межрелигиозного диалога рассматривались бы комплексно и структурировано, учитывали не отдельные аспекты, а стремились охватить все формы этого сложного, многогранного феномена. В статье, на основании многолетнего исследовательского и преподавательского опыта автора, содержится попытка заполнить эту лакуну и предложить подход, который может быть использован для анализа межрелигиозного диалога и преподавания учебных дисциплин в этой области.
Ключевые слова: межрелигиозный диалог, преподавание, высшие учебные заведения, межрелигиозные отношения, религиозное образование, межрелигиозное образование, Россия.
Лукина А.Г.
Концептуальные коды мировоззренческих и религиозных концепций якутов в традиционных танцах
Актуальность данной темы обусловлена недостаточной изученностью концептуальных кодов традиционных танцев и эпоса олонхо в контексте мировоззренческих представлений, религиозных верований якутов. Актуальность также определяется необходимостью осмысления значимых для этноса кодов, знаков традиционной культуры в глубинной структуре ее образного языка. В статье впервые проводится выявление и анализ концептуальных кодов в традиционных танцах якутов в контексте мифо-ритуальных основ якутов. Концептуальные коды являются квинтэссенцией этнического самосознания. В них отражены сакральные смыслы, духовные, нравственные ценности, глубоко укорененные в обрядах, ритуалах народа.
Цель — выявление концептуальных кодов в традиционных танцах якутов в контексте мировоззренческих и религиозных концепций якутов. В традиционной хореографии пластически-танцевальные движения, композиционно – пространственные рисунки, ритуальные движения и жесты отражают определенные идеи, смыслы, символы. Танец представляет собой пластически-танцевальную матрицу, в которой разворачиваются художественные образы, танцевальная лексика, композиционная структура, музыка, темпоритм, песенное сопровождение. В этой матрице задействованы и развиваются многогранные идентификационные параметры образного языка традиционных танцев якутов. Идентификационные параметры традиционного танца саха задействованы и отражены в концептуальных кодах, символах и знаках. Концептуальные коды традиционных танцев отражают архетипы, традиционные ценности, этническое самосознание.
Ключевые слова: танец, эпос, код, знак, мировоззрение, религиозные воззрения, обряд, ритуал, традиции, концепция, культ.
Горвиц Э.М.
Представления о балерине в культуре XIX-XXI вв.: социальные и гендерные аспекты
Автор проводит историко-культурный анализ трансформации представлений о балерине в русской и западной культуре на протяжении XIX–XXI веков, уделяя особое внимание социальным и гендерным аспектам этого феномена. Автор демонстрирует, как образ балерины эволюционировал под влиянием смены социально-политических контекстов и культурных норм. Исследование выявляет перманентную амбивалентность образа балерины, балансирующего между статусом эмансипированной артистки, объектом желания, нравственным идеалом и жертвой патриархальных структур. В современности эта амбивалентность проявляется в конкуренции двух дискурсов: объективирующего (наследующего стереотипы о «легкомысленности») и идеализирующего (видящего в балерине воплощение грации и женственности). Автор показывает, что восприятие балерины неразрывно связано с конструированием гендерных ролей и властными отношениями в искусстве и обществе.
Ключевые слова: балерина, мужской взгляд, балетный костюм, модное тело, эротизация балерины, императорский русский балет, романтический балет.
Коломыц Д.М.
Коломыц О.Г.
Мифология русского авангарда начала XX века как философия переустройства общества
В статье рассматривается русский авангардизм начала XX века как мифология переустройства общества через качественное изменение сознания посредством искусства. Русский авангардизм стал выдающимся явлением русской и мировой живописи и культуры. Он соединил в себе живопись и особую философию, объясняющую цель художников и их изобразительные средства. Поддержав русскую революцию как движение к переустройству мира, русские художники предложили свой путь к созданию нового человека, сознание которого будет свободно от омрачений невежества и неведения прошлых человеческих эпох.
Ключевые слова: авангардизм, искусство, мифология, сознание, живопись, Россия, русская революция.
Задохина М.Б.
Гончарова Н.В.
Хабаровская организация Союза художников России и художественно-графический факультет, 50-70-е годы 20 века
Данная статья посвящена вопросам функционирования и формирования Хабаровского отделения союза художников РСФСР в 50-70- годы 20 века и процессу формирования дальневосточной художественной школы, силами выпускников Хабаровского педагогического института, художественно-графического отделения. Большинство членов местного отделения СХ России в разное время закончили худграф ХПИ, и именно их творчество определило, начиная с 70-х годов прошлого века, облик дальневосточного искусства. В статье рассматривается процесс формирования союза, творчество наиболее выдающихся его членов, жанровые, стилистические предпочтения в творчестве дальневосточных художников второй половины двадцатого века. Предполагается дальнейшее исследование творчества дальневосточных художников, членов творческого союза, выпускников одного образовательного учреждение, вплоть до конца века, когда институт был реформирован в университет и факультет поменял название и специфику.
Ключевые слова: союз художников, художественно-графический факультет, графика, жанр, тематика, Дальний Восток, искусство.
Муталимов А.Э.
Многоязычный Дагестан: социально-философские размышления о научной версии возникновения языкового многообразия
Язык – удивительное творение человеческого сознания, с помощью которого люди ищут общения, взаимопонимания, взаимодействия во всех сферах деятельности. Наука ищет причин становления, развития и исчезновения языка. Творческий труд и, возникающие на его основе производственные отношения являются той главной материальной силой, которые вели к возникновению и формированию человеческой жизни. Но их действие было бы совершенно невозможно вне формирования языка. Язык неразрывно связан с мышлением. Он является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Реализуется и существует в речи. Может перестать использоваться в сфере общения (мертвый язык). Разновидности языка: национальный, литературный, диалекты, язык культа. Язык изменяется во времени. Языки мира различаются строением, словарным составом, однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка.
Ключевые слова: сущность человека, творческий труд, формирование языка, социальные отношения, человеческое мышление, формирование родного языка, языково-культурное развитие, лингводемография, психодемография, племена и народы, Кавказская Албания.
Бойко В.А.
Философские основания понятия опыта: от античности до феноменологии
В статье рассматривается философская эволюция понятия опыта – от античной мысли до современной феноменологии. Особое внимание уделяется роли опыта в развитии личности, его пониманию в трудах Сократа, Декарта, Канта, Гегеля, Джеймса и других. Анализируются концепции, в которых опыт рассматривается как чувственно-рациональное восприятие, способ духовного взаимодействия с миром, инструмент научного познания. Освещаются различия между индивидуальным и социальным опытом, а также трансляция личного опыта в общественную плоскость. Отдельный акцент сделан на педагогическую интерпретацию опыта как основы и цели образовательного процесса. Показано, что опыт формирует субъектную позицию личности и является условием саморазвития в условиях современной образовательной среды.
Ключевые слова: опыт, философия, познание, рациональность, чувственное восприятие, развитие, субъект, педагогика, личность, трансцендентность.
Ивлев Я.С.
Современная глобализация и перспективы ее развития
В данной работе рассматривается архитектура сил глобального влияния в мире, ее современное состояние и перспективы развития. Анализ наиболее крупных субъектов мировой экономики, политики и динамика их изменения показывает, что в будущем человечество будет претерпевать серьезные сдвиги. Ожидается, что унификация мира по американскому образцу и порядку сменится развитием глобального проекта с региональным и национальным колоритом. Однополярное доминирование в дальнейшем может уступить место многополярному миропорядку. Современная глобализация несет в себе миру западные и, в том числе, американские ценности. В многополярном будущем другие восходящие центры влияния, такие как Китай, Индия и Россия будут транслировать миру свои идеи мироустройства.
Ключевые слова: глобализация, глокализация, сверхдержава, многополярный мир, БРИКС.
Кочесоков Р.Х.
Аталиков И.В.
Парадоксы трансформации левых движений в западных странах
В статье исследуются причины трансформации идеологии левых движений и изменения их социальной базы в западных странах. Отмечается, что если когда-то левые движения рассматривались как выразители интересов рабочего класса и – шире – трудящихся, то в настоящее время они уже ассоциируются, прежде всего, с экзотическими прежде движениями, типа БЛМ (Black Lives Matter), зеленых, мигрантов, сексуальных и других меньшинств. Показано, во-первых, почему левые стали выразителями интересов этих движений, и, во-вторых, почему эти движения обратились к левым учениям, прежде всего, к учению К. Маркса.
Ключевые слова: идеология, левые движения, социальная база, марксизм, социализм, критическая расовая теория, феминизм.
Бушуев Н.Н.
Гришнова Е.Е.
Ламинина О.Г.
Значение мотивации в творческой деятельности
Обоснована актуальность анализа мотивации творческой деятельности. Отмечено значение факторов, побуждающих к творчеству: потребности, способности, интерес. Показана необходимость социального заказа. Отмечены три направления в разработке проблем творчества. Проанализирована индивидуальная творческая деятельность. Рассмотрена связь с коллективными формами творчества. Подчеркнуты их достоинства и недостатки. Выделено значение мотивации в зарубежных коллективных формах творчества. Показана их решающая роль в творческой деятельности. Это определяет новизну данной работы. В заключение приведены выводы и рекомендации.
Ключевые слова: творчество, потребности, способности, интересы, мотивация, социальный заказ, индивидуальная деятельность, творческий коллектив.
Попов С.И.
Магия чисел как важная ступень перехода от мифа к логосу в ранней античности
Важной ступенью перехода от мифа к логосу в ранней античности был принцип упорядочения мира через число – «магия чисел». Эта интеллектуальная традиция зародилась в Ионии – на востоке греческого мира. Она была заимствована пифагорейством на западе Средиземноморья и медицинским сообществом на юге Ионии. Она не нашла признания в Афинах: там господствовали софистика и субстанциалистское мышление, воплощенное в различных версиях атомизма. Атомизм по-своему акцентировал традиционную тему мифа – тему субстанции мира («подлинной реальности»), возвращая тем самым мысль в лоно мифа. Магия чисел концентрировала внимание на мысленном делении целого на необходимое и достаточное количество частей и последующем «собирании» мира из этих частей. Она отсылала к вопросу об устройстве мира и являлась тем самым наиболее явным обнаружением логоса в ранней античности.
Ключевые слова: миф, логос, число, магия чисел, пифагорейцы, субстанция, целое, часть.
Рябова Е.Ю.
Социальные инновации как механизм улучшения качества жизни в республике Мордовия: анализ потребительских практик
В статье рассматриваются социальные инновации как ключевой инструмент для решения актуальных проблем в условиях современных социально-экономических трансформаций. На примере Республики Мордовия проанализированы вызовы, такие как демографические изменения и проблема безработицы, а также возможности, которые открывают социальные инновации для повышения качества жизни граждан. Работа Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) выступает в качестве практического примера внедрения социальных инициатив, направленных на социализацию и интеграцию различных групп населения. Цель статьи заключается в анализе влияния реализуемых ЦИСС практик на качество жизни в регионе, а также в изучении принципов и особенностей социальных инноваций. Исследование направлено на выявление успешных примеров социальных инициатив, что может служить основой для дальнейших рекомендаций по улучшению социального благосостояния.
Ключевые слова: социальные инновации, качество жизни, Республика Мордовия, Центр инноваций социальной сферы, социальные проблемы, устойчивое развитие, социальная интеграция.
Чиркова Е.А.
Проблема ценностей в современных социальных теориях
В статье освещается проблема ценностей в современных социальных теориях. Актуальность аксиологической проблематики современного общества обусловлена ценностными противоречиями, связанными с процессами цифровой глобализации, противоречиями культурного многообразия, распространением образцов массовой культуры и девальвацией традиционных духовно-нравственных ценностей, возникновением новых феноменов цифровой культуры и цифровых ценностей. Раскрыты сущность и содержание ценностей как социокультурных феноменов, их роль для личности и общества. Показано, что продуктивными к изучению ценностей являются системный, социокультурный, аксиологический и коммуникативный подходы, которые определяют ценности как системное образование, обеспечивающее сложный характер взаимодействия личность – общество – культура. Обозначены аксиологические проблемы современного мира: ценностный кризис современного общества, многозначность и противоречивость ценностной системы общества постмодерна, трансформация ценностной системы посредством формирования цифровой культуры и цифровых ценностей общества Сети, проблема социальных механизмов трансляции ценностей для обеспечения преемственности и устойчивости общественного развития.
Ключевые слова: культура, ценности, цифровая культура, ценностные ориентации, цифровые ценности, социокультурный подход, аксиологический подход, трансляция ценностей.
Махмутова К.А.
Межконфессиональное согласие в молодежной среде
В научной статье представлены результаты социологического исследования. Цель исследования: выявления основных проблем укрепления межконфессионального согласия в молодежной среде. По результатам было выявлено, что для молодежи религия является незначительной частью в жизни, однако молодежь толерантно относится к представителям других конфессий. Молодежь готова поддерживать связь с представителями другого вероисповедания, так как социальное взаимодействие среди молодежи во многом зависит от личных качеств, а не от религиозной принадлежности.
Ключевые слова: религия, межконфессиональное согласие, религиозная толерантность, конфессии, молодежь, молодежная среда.
Авторы
Аталиков И.В. - аспирант кафедры философии, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик.
Бойко В.А. - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт педагогики, г. Санкт-Петербург.
Бушуев Н.Н. - кандидат биологических наук, доцент. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
Гончарова Н.В. - преподаватель высшей школы архитектуры и градостроительства. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Горвиц Э.М. - магистр факультета культурологии. Российский государственный гуманитарный университет.
Гришнова Е.Е. - доктор политических наук, профессор. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
Задохина М.Б. - преподаватель высшей школы архитектуры и градостроительства. Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
Ивлев Я.С. - аспирант философских наук. Русская Христианская Гуманитарная Академия имени Ф.М. Достоевского.
Коломыц Д.М. - кандидат политических наук, доцент. Казанский федеральный университет, г. Казань.
Коломыц О.Г. - кандидат исторических наук, доцент. Казанский федеральный университет, г. Казань.
Кочесоков Р.Х. - доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик.
Ламинина О.Г. - кандидат философских наук, доцент. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
Лукина А.Г. - доктор искусствоведения, профессор. Кафедра народной художественной культуры и социо — культурной деятельности. Арктический государственный институт культуры и искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск. SPIN-код: 5172-3985
Махмутова К.А. - ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью. Белгородский государственный национально исследовательский университет.
Мельник С.В. - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник. Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН).
Муталимов А.Э. - доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Махачкала.
Попов С.И. - кандидат философских наук. Кемеровский государственный медицинский университет.
Рябова Е.Ю. - аспирант кафедры философии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва (ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева), г. Саранск. SPIN-код 6180-8100
Чиркова Е.А. - ассистент кафедры восточных языков и культур. Пятигорский государственный университет.

