Содержание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
Протоиерей Димитрий Лескин Церковно-государственное взаимодействие в области образования: опыт самарского региона
|
912
|
Бунковская Е.М. Тантрическая трактовка буддистской символики в Гухьясамаджа-тантре
|
921
|
Папа Римский посетил выставку русской живописи в Ватикане
|
934
|
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
|
|
Ултургашева Н.Т., Турамуратова И.Г. Проблемы сохранения музыкального фольклора и этноконфессиональных традиций коренных народов Сибири: к истории вопроса
|
936
|
Карашпай С.М. Методы изучения ценностных ориентаций населения Республики Тыва
|
950
|
Стоянов А.С. Основные сферы жизнедеятельности общества в структуре социальных ожиданий: диалектика и взаимодействие
|
955
|
Данакин Н.С., Батанова Е.П. Жизненные ориентации и самочувствие воспитанников социальных учреждений
|
968
|
Питка С.Н., Хашаева С.В. Соревновательные ориентации в контексте применения рейтинг-технологий: по материалам социологического исследования
|
981
|
Назарова М.П., Янин К.Д. Социальная деструкция в современном городе
|
988
|
Аннотации
|
999
|
Авторы
|
1004
|
Аннотации
Протоиерей Димитрий Лескин
Церковно-государственное взаимодействие в области образования: опыт самарского региона
Автор раскрывает особенности сложившейся в Самарском регионе системы непрерывного теологического и гуманитарного образования, которая динамично формировалась, начиная с 1990-х годов. Включенная в целостный процесс возрождения православного образования в современной России, система отражает закономерность его развития, внося значительный вклад в его становление и являясь успешным опытом церковно-государственного взаимодействия.
Ключевые слова: православное образование, теологическое образование, теология, гуманитарное образование, церковно-государственное партнерство, кафедра теологии, Православная классическая гимназия, Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин, Поволжский православный институт.
Бунковская Е.М.
Тантрическая трактовка буддистской символики в Гухьясамаджа-тантре
Объектом исследования в настоящей работе является Гухьясамаджа-тантра, тогда как предмет исследования составляет ее текст, символика концепции и интерпретации согласно традиции буддийского тантризма.
Особенностью тантрического текста, в частности Гухьясамаджа-тантры, является развитая геометрическая символика, прежде всего подробные описания мандал. Сопоставление махаянских сутр и Гухьясамджа-тантры, с одной стороны, указывает на общее родство композиции, использование сходных тем, терминов и мотивов, а, с другой стороны, на совершенно новую, тантрическую, трактовку указанных приемов и терминов. Особенностью тантры является превращение всех этих элементов в символы и образы, лишенные буквального и рационального значения, но приобретшие новое значение в структуре тантры, связанное, прежде всего, с числовой символикой и описанием мандалы как одного из важнейших элементов тантрической практике. Также, в целом, мы видим, что уже в Гухьясамаджа-тантре, одной из первых буддийских тантр, вполне сложилась символика мандалы, которая теперь, наряду с числовой символикой и различного рода ритуальными действиями составляет основное содержание текста.
Ключевые слова: тибетология, гухья-самаджа, гухьясамаджа тантра, буддизм, буддология, символизм, тибет, махаяна, ньингма.
Ултургашева Н.Т.
Турамуратова И.Г.
Проблемы сохранения музыкального фольклора и этноконфессиональных традиций коренных народов Сибири: к истории вопроса
В статье рассматривается творческое наследие сибирского краеведа-этнографа, композитора и педагога Андрея Викторовича Анохина, его вклад в тюркологическую науку народов Сибири, сбор и изучение фольклора, в том числе и музыкального фольклора тюркоязычных народов Сибири, который более 20 лет посвятил собиранию различного этнографического и фольклорного материала. Превосходно владея алтайским языком, А Анохин глубоко вник в сущность народных песен алтайцев и записал более 500 текстов и около 800 мелодий разнообразного характера.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, этноконфессиональные традиции, коренные народы Сибири.
Карашпай С.М.
Методы изучения ценностных ориентаций населения Республики Тыва
Социологический анализ ценностных ориентаций населения дает возможность изучить состояние общественного сознания, зафиксировать процесс перехода от одного состояния к другому. Методы изучения ценностных ориентаций в социологии делятся на 3 группы: количественные, качественные и смешанные. В статье выявлены преимущества и недостатки методов. Изучен опыт проведения исследований по изучению ценностных ориентаций населения в Республике Тыва.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, массовый опрос, количественные и качественные методы, Республика Тыва.
Стоянов А.С.
Основные сферы жизнедеятельности общества в структуре социальных ожиданий: диалектика и взаимодействие
В статье обобщён структурный подход к «социальным ожиданиям». Дана оценка актуальности «социальных ожиданий» и «ожиданий» в теоретическом обосновании социума как системы и системности составляющих его структурных элементов - основных сфер жизнедеятельности общества - политической, экономической, информационной и идеологической. Отмечена роль соответствующих этим сферам ожиданий. Дана оценка роли ожиданий в формировании социальных взаимодействий. Уточнено понятие и роль идеологии в контексте теории «Общества ожиданий». Дано основание и предпосылки концептуализации теории «Общества ожиданий».
Ключевые слова: ожидания, социальное взаимодействие, теория «Общества ожиданий», идеологическая сфера, система ожиданий, синхронизация взаимных ожиданий, экономические ожидания, политические ожидания, информационные ожидания, идеологические ожидания.
Данакин Н.С.
Батанова Е.П.
Жизненные ориентации и самочувствие воспитанников социальных учреждений
Судя по результатам социологического опроса, проведенного в социальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников этих учреждений, приоритетное значение имеют две жизненные ориентации – «иметь хорошую семью» и «стать хорошим человеком». Они избегают, прежде всего, вредных привычек, неприятных контактов и болезней. Наибольший «дефицит» у детей – родительская забота, к которой белее восприимчивы девочки. В поведении детей преобладают социальные ориентации: «быть не хуже других» и «быть как все». Наиболее распространенный вид досуговой деятельности – «слушание музыки». Предпочтение отдается интеллектуальным качествам (ум, образованность), по сравнению с прагматическими (практичность). Две трети воспитанников вполне удовлетворены своим пребыванием в социальном учреждении. Имеется тесная корреляция показателей удовлетворенности с пребыванием в учреждении и отношениями с педагогами, воспитателями и другими воспитанниками. Больше половины опрошенных с надеждой смотрят в будущее.
Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники социальных учреждений, жизненные ориентации, социальное самочувствие.
Питка С.Н.
Хашаева С.В.
Соревновательные ориентации в контексте применения рейтинг-технологий: по материалам социологического исследования
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в вузах г. Москвы и г. Белгорода, на предмет воздействия рейтинг-технологий в образова-тельной сфере на соревновательные ориентации вузовских преподавателей и студентов. Выявлены: позитивное воздействие рейтинг-технологий на соревновательные ориентации; недостаточная раскрытость данного воздействия; значительные расхождения в референтных ориентациях; слабая позиционированность объектов для подражания и референтной идентификации.
Ключевые слова: вузовские преподаватели, студенты, образовательная сфера, рей-тинг-технологии, соревновательные ориентации, подражание, референтные ориентации.
Назарова М.П.
Янин К.Д.
Социальная деструкция в современном городе
Данная статья посвящена философскому осмыслению феномена социальной деструкции. Особое внимание уделяется особенностям его проявления в архитектурном пространстве современного города – нарушение его смысловой и визуальной целостности и функциональности. В статье приводятся конкретные примеры проявления социальной деструкции и описываются возможные пути ее преодоления.
Ключевые слова: архитектурное пространство, социальная деструкция, пространство повседневности, территориальная идентичность, городская среда.
Авторы
Батанова Е.П. - соискатель кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.
Бунковская Е.М. - государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Данакин Н.С. - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.
Карашпай С.М. - Хакасский государственный университет. Научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.
Назарова М.П. - доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.
Питка С.Н. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Протоиерей Димитрий Лескин - доктор философских наук, профессор. Ректор Поволжского православного института, руководитель Духовно-просветительского центра ОАО «АВТОВАЗ», член Общественной палаты Российской Федерации.
Стоянов А.С. - кандидат социологических наук, Доцент кафедры социологии Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Старший преподаватель кафедры «Рекламы и связей с общественностью» ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России».
Турамуратова И.Г. - кандидат культурологии. Доцент кафедры теории и истории народной художественной культуры Кемеровского государственного института культуры.
Ултургашева Н.Т. - доктор культурологии, профессор. Заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры Кемеровского государственного института культуры.
Хашаева С.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Янин К.Д. - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, социологии и психологии Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.