Содержание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
Ли Линьсун, Алексеев-Апраксин А.М. Феномен кибербуддизма в современном Китае
|
160
|
Цыден-Ешиева Б.В. Ислам и Исламизм. Проблемы восприятия понятий в современном мире
|
167
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
|
|
Мяо Хуэй, Чжан Янъян Образ дракона в творчестве Всеволода Иванова и Арсения Несмелова
|
177
|
Ли Чжуовэй Матрешка в Китае
|
184
|
Пэн Юнтао Обоснование теории взаимоотношений автора и героя М.М. Бахтина
|
188
|
Фу Чжунфэн, Сей Хуэй К вопросу о культурной ценности изучения особенностей изготовления и оформления костюма представителями малого этноса лесных охотников бассейна реки Амур
|
197
|
Цуй Цзявэнь Концепция национальной и культурной идентичностей Сунь Ятсена | 203 |
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ
|
|
Коркия Э.Д. Социокультурные трансформации общества как предпосылки одиночества старшего поколения
|
211
|
Лобанова Е.И., Ярославская И.И., Герасименко Т.Л., Ковальчук С.В. Лингвокультурологический аспект коммуникации в современном мире глобализации
|
218
|
Руденко А.В. Проблема «Другого» с позиций современных философских школ
|
224
|
Терновая Л.О. Разрушение храмов: варварство, разбой или конкуренция
|
229
|
Аннотации
|
241
|
Авторы
|
246
|
Аннотации
Ли Линьсун
Алексеев-Апраксин А.М.
Феномен кибербуддизма в современном Китае
Настоящая статья представляет собой анализ распространения религии буддизма в киберпространстве. Автором приводится краткая характеристика современных сообществ монахов, которые используют информационных технологии для распространения знаний за пределами Китая. В статье также акцентировано внимание на социальных сетях, которые предоставляют возможность делиться религиозными текстами, проводить служения, давать лекции и т. д. Примеры блогов известных в Китае буддистов предоставить возможность сделать вывод о том, что религия и технология не существуют как разные сферы знания и опыта.
Ключевые слова: Китай, кибербуддизм, религия, информационные технологии, социальные сети, паломничество.
Цыден-Ешиева Б.В.
Ислам и Исламизм. Проблемы восприятия понятий в современном мире
Проблемы терроризма, навешивания ярлыков на людей по признаку национальности и вероисповедания, и необдуманное использование терминов достигли такого уровня непонимания, что не могут существовать в нашем так называемом культурном глобальном мире.
Данная статья изучает термины Ислам и Исламизм, Терроризм и Мировой порядок, проблему их восприятия в современном мире, а именно акцентирует внимание на существенных основополагающих различиях данных терминов. Несмотря на популярное мнение о тесной связи религии Ислам и Терроризма, данная статья пытается внести коррективы в общественное мнение и защитить естественные и гражданские права мусульман не быть и не становиться жертвами общественного мнения и называться террористами на улицах городов.
В статье используются сравнительные методы анализа терминов, основными источниками информации для данной статьи послужили не только СМИ и аналитические труды неправительственных организаций, но и научные труды иностранных и российских экспертов в области международной безопасности, регионоведения и политологии.
Основной целью и заключением статьи является факт абсолютного различия понятий Ислам и Исламизм. Некорректное использование таких важных терминов несет за собой огромные риски для современного общества, которые порождают межнациональные и межстрановые конфликты, что напрямую связано с международной безопасностью.
Ключевые слова: Ислам, Исламизм, религия, терроризм, террорист, международные отношения, международная безопасность, политический курс, политическая идеология, Исламский Халифат, миропорядок.
Мяо Хуэй
Чжан Янъян
Образ дракона в творчестве Всеволода Иванова и Арсения Несмелова
Образ дракона - символ тысячелетнего духовного развития китайской культуры. Этот образ сформировал особую систему смыслов и иконографических моделей, обладающих уникальным восточным колоритом. На китайском культурном фоне, в китайском культурном контексте, это древняя тема получает новое прочтение и заслуживает более глубокого изучения. В статье рассматриваются образ дракона, обладающий "китайским национальным колоритом", в произведениях Иванова и Арсения Несмелова. Эти стихи обладают трёхмерностью. Ее образуют: китайская историчность, китайский пейзаж и китайская эмоциональность.
Ключевые слова: китайская культура, образ дракона, Всеволод Иванов, Арсений Несмелов, творчество.
Ли Чжуовэй
Матрешка в Китае
Традиционные сувениры – это особенные сувениры в части межкультурного взаимодействия, ведь история государств насчитывает не одно столетие, и за это время произошло множество событий, которые, так или иначе, получили своё отражение в национальном созидании. Наиболее распространёнными и известными памятными изобретениями являются незатейливой красоты игрушки, которые обладают уникальной энергетикой и необъяснимо притягивают к себе. В национальной игрушке по-своему отражаются общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла, техники и искусства. Каждый народ создавал собственные игрушки, передавая в них своё мироощущение. Игрушки разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них общие черты. У многих народностей мира встречаются однотипные игрушки, со сходством конструкций, фигур и декора. Это подобие объясняется общностью культурных традиций: единым естеством эстетического чувства.
Гладкая и крепкая русская матрешка - распространенный образ в Китае. Матрешка, как водка, балет и «Подмосковные Вечера», стала важным культурным элементом, способствующим углублению дружбы между русским и китайским народами. В статье рассмотрены вопросы существования традиционной и авторской матрешки как явления народной культуры. Описываются примеры выполнения авторской матрешки. Раскрываются особенности росписи матрешки в процессе творческого эксперимента в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Указываются педагогические условия, способствующие творческому процессу.
Ключевые слова: матрешка, декоративно-прикладное искусство, Китай, народное искусство, дизайн, художественное образование.
Пэн Юнтао
Обоснование теории взаимоотношений автора и героя М.М. Бахтина
В статье исследуется вопрос обоснования М.М. Бахтиным теории взаимоотношений автора и героя на разних и поздних этапах развития данной концепции. Автор акцентирует внимание на том, что в рамках своей объяснительной модели М.М. Бахтин объединил категорию «бытие» с человеческим поведением, позиционируя индивида как особый ценностный центр архитектоники объекта в эстетической деятельности, а также ввел в научный оборот дефиницию «вненаходимость». Одновременно мыслитель сумел интерпретировать феномен человеческой жизни как феномен культуры в рамках его восприятия. В рамках описанной системы истолкования текста (как совокупности взаимосвязанных знаков) М.М. Бахтин сумел аргументировать тезис о том, что если творец хочет раскрыть свой образ, он долженв стать по отношению к себе в позицию вненаходимости, взглянув на себя со стороны. Данная позиция дает субъекту возможность отождествления с другим человеком, с последующим возвращением к авторскому видению.
Ключевые слова: Бахтин, вненаходимость, полифония, логическая спекуляция, автор, герой, эстетическая деятельность.
Фу Чжунфэн
Сей Хуэй
К вопросу о культурной ценности изучения особенностей изготовления и оформления костюма представителями малого этноса лесных охотников бассейна реки Амур
Настоящая статья имеет своей целью раскрытие особенностей изготовления и художественного оформления национального костюма малого китайского этноса. Автором работы сделан акцент на том, что культура лесных охотников бассейна реки Амур является важнейшим компонентом общей культурной картины китайской нации. В связи с этим в статье обосновывается необходимость глубинного изучения традиций создания и декорирования костюма народными умельцами, рассматривается эстетическая ценность используемых ими элементов украшений одежды. В работе сделан вывод о том, что исследование особенностей оформления национальных костюмов способствует популяризации этнического искусства, а также китайской культуры в целом.
Ключевые слова: этнические меньшинства Китая, бассейн реки Амур, изобразительное искусство народного костюма, этническое искусство, национальный рисунок, национальное самосознание малого этноса.
Цуй Цзявэнь
Концепция национальной и культурной идентичностей Сунь Ятсена
Данная статья посвящается анализу концепции национальной и культурной идентичностей известного китайского революционера Сунь Ятсена. В статье рассмотрены процессы трехэтапной эволюции его концепции национальной идентичности. Большое внимание автора уделено на анализ взаимоотношений идей демократической революции Сунь Ятсена и традиционной конфуцианской политической философии. В статье также выяснено содержание общественно-политического идеала Сунь Ятсена. Автор делает вывод о том, что последний этап национальной идентичности Сунь Ятсена – создание единой китайской нации укрепило национальное самосознание китайского народа, значительно содействовало социальной интеграции китайского общества; Сунь Ятсен сочетал свои идеи демократической революции и конфуцианскую культуру, обратился к традиционным конфуцианским ценностям в демократической революции; конфуцианский политический идеал Да Тун (Великое единение) глубоко повлиял на формирование концепции культурной идентичности Сунь Ятсена; как один из самых видных политических деятелей и мыслителей Китая, Сунь Ятсен создал Китайскую Республику, внёс значимый вклад в проведение модернизации политической и экономической систем в Китае, оказал чрезвычайно важное влияние на процесс развития китайской истории. В современном Китае концепция национальной и культурной идентичностей Сунь Ятсена продолжают играть роль в сохранении политической и государственной идентичностей китайского народа.
Ключевые слова: национальная идентичность, три народных принципа, китайская нация, конфуцианство, ценности, культурная идентичность, Великое единение.
Коркия Э.Д.
Социокультурные трансформации общества как предпосылки одиночества старшего поколения
В представленной статье рассматривается проблема социального одиночества людей старшего поколения. Анализируются подходы к определению периодизации старости. Рассматриваются пути и способы социализации старшего поколения, а также роль в указанном процессе близких индивида социальных институтов, таких как государство и семья.
Ключевые слова: социальное одиночество, старость, третий возраст, социальный институт, семья, общество, социокультурные трансформации, современность.
Лобанова Е.И.
Ярославская И.И.
Герасименко Т.Л.
Ковальчук С.В.
Лингвокультурологический аспект коммуникации в современном мире глобализации
В данной статье рассматривается исследование фундаментальных принципов и проблем межкультурной коммуникации. Предполагается изучить научное восприятие оценки различных культурных перспектив и ценностей. Объектом исследования является национальный менталитет как пример его проявления в межкультурной коммуникации. В статье определены теоретические подходы к изучению концепции культурной коммуникации. На основе анализа научной литературы и проведенного экспертного опроса авторы анализируют проблемы, возникающие в межкультурной коммуникации. С научной точки зрения выделяются три основные категории межкультурной среды: языковые проблемы, культурные проблемы и проблемы личностного восприятия.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, человеческий фактор, поликультурная среда, благо, культурологическая компетенция, дискурсивная компетенция.
Руденко А.В.
Проблема «Другого» с позиций современных философских школ
Актуальность. Философская категория «Другой» важнейший элемент социально – коммуникативного пространства, определяющий степень социальной интеграции, через восприятие того, как «Я» соотносится с «Другим». Возможность тождественности «Я» и «Другого», отношение «Я» и «Другого», принятие «Другого» как равного себе, важнейшие философские проблемы, требующие философского осмысления. Это особенно актуально в сложившейся общественной формации, характеризующейся высокой степенью цифровизации и информатизации коммуникативных процессов.
Объект исследования. Субъект, как философско – антропологическая категория социально – коммуникативного пространства.
Предмет исследования. Концепция «Другого» во фрейме современной философской мысли.
Цель исследования. Заключается в философском осмыслении категории «Другой», как ингерентного признака современных социо-коммуникативных аспектов бытия индивида.
Задачи исследования. Заключаются в раскрытии формы и содержания категории «Другой» на современном этапе развития общества.
Методология исследования. Использованы теоретико-эвристические методы дескриптивного характера, с использованием аксиологического подхода, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: аналогии, абстрагировании, дедукции, абстракции, обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования.
Результаты исследования. Выражаются в детекции категории «Другой», с позиции современных философских школ.
Ключевые слова: самобытие, я, ты, самоосознанность, самоданность, тождественность, антропология.
Терновая Л.О.
Разрушение храмов: варварство, разбой или конкуренция
Храмы выступают не проста как культурная универсалия, они передают сакральный смысл культурного кода, создаваемого не только людьми, но и местом, где находится то или иное сооружение, связанное с любой религией. Разрушение храмов всегда было попыткой самоутверждения тех, кто совершал этот поступок, независимо от того, какие мотивы им двигали: геополитические или корыстные. У многих процессов разрушения храмов по прошествии небольшого времени обнаруживалась откатная волна. Но это уже не спасало исчезнувшие памятники. Отсюда важно, чтобы в комплексе памятников Всемирного культурного значения, особой строкой выделялись памятники духовного значения, сохраняющие сакральные смыслы культурного кода.
Ключевые слова: религия, политика, культурное наследие, храмы, конфликт, война.
Авторы
Алексеев-Апраксин А.М. - доктор культурологии, профессор ЮНЕСКО кафедра компаративных исследований духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета.
Герасименко Т.Л. - старший преподаватель кафедры Иностранных языков №2. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Ковальчук С.В. - старший преподаватель кафедры Иностранных языков №2. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Коркия Э.Д. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Ли Линьсун - магистр, аспирант. Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Ли Чжуовэй - студент бакалавр. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Лобанова Е.И. - кандидат социологических наук, доцент кафедры Иностранных языков №2. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Мяо Хуэй - кандидат культурологии, профессор. Цицикарского университета, Центр исследования славянских стран при Министерстве образования КНР на базе Института славянских языков. Харбинского педагогического университета, КНР.
Пэн Юнтао - докторант Хэйлунцзянского университета, Харбин, КНР.
Руденко А.В. - председатель Правления РОФПСППМ «БЛАГОВЕСТ».
Сей Хуэй - профессор. Хэйхэский университет, провинции Хэйлунцияна, КНР.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Фу Чжунфэн - профессор. Хэйхэский университет, провинции Хэйлунцияна, КНР.
Цыден-Ешиева Б.В. - студент докторантуры Института Международных отношений и связей с общественностью при Шанхайском Университете Иностранных Языков (ШУИЯ).
Чжан Янъян - аспирант Цицикарского университета, КНР.
Ярославская И.И. - старший преподаватель кафедры Иностранных языков №1. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.