Содержание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
|
|
Протоиерей Димитрий Лескин Философы русского зарубежья о русском культурно-историческом типе
|
12
|
Васильев И.С. Рецепция Библии в исламе (9-13 век)
|
24
|
Шашок Л.А. Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
|
32
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
|
|
Шашок Л.А. Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
|
41
|
Сюй Шибинь Просвещение скрипки в детстве
|
45
|
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИИ
|
|
Терновая Л.О. Социальные аспекты очищения общества в прямом и переносном смыслах
|
54
|
Мазунова Л.К. Человек как объект преобразования в эпоху цифры
|
63
|
Сандул Я.В., Мензарарь С.А. Развитие правового сознания российского общества в условиях социальных потрясений (на примере пандемии коронавирусной инфекции)
|
70
|
Малейченко Е.А., Скидан М.Н. Социологические аспекты цифровизации образования
|
78
|
Трусова Е.А., Ткач Е.Н. Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия
|
84
|
Ткач Р.С., Ткач Е.Н., Звягина Г.В. Разработка стартапа «Sportlife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и массовым спортом
|
92
|
Бондаренко Н.Г., Коваленко А.А., Гурин М.В. Общество и знание: социальная конструкция реальности
|
100
|
Аннотации
|
109
|
Авторы
|
114
|
Аннотации
Протоиерей Димитрий Лескин
Философы русского зарубежья о русском культурно-историческом типе
В пасхальные дни хочется говорить о России как носительнице Пасхального мировоззрения, а о русской культуре – как о культуре Пасхальной. Анализ и сравнение.
Ключевые слова: философия, язык, культура, история, тип, мировозрение.
Васильев И.С.
Рецепция Библии в исламе (9-13 век)
Статья посвящена рассмотрению эволюции рецепции библейского текста в исламе, в период с 9 по 13 века; в ней делается попытка выяснить изначальное отношение к Библии в исламе и то, как это отношение эволюционировало со временем. В статье рассмотрен весь спектр самых значимых исламских источников, которые касались этого вопроса, начиная с момента появления на свет «Сахих аль-Бухари», как самого авторитетного сборника исламских священных преданий, вплоть до 14-го века.
Ключевые слова: Библия, ислам, Коран, священное предание, Тора, Евангелие.
Шашок Л.А.
Философский аспект религиозной идеологии радикального исламистского движения «Талибан»
В данной статье рассматриваются этапы становления и развития идеологии Деобанди. Анализируются ее роль и место в исламском мире. Описываются аспекты идеологии, сыгравшие ключевую роль в формировании радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане.
Ключевые слова: Ислам, Афганистан, талибы, экстремизм, терроризм.
Воробьева Е.С.
От «принимающей стороны» - к стране культурных инноваций
Актуальность темы исследования обусловлена становления культурного феномена – Халлю или «корейской волны».
Многие исследователи считают, что «корейская волна» взросла из тех ценностей, которые прививались в Южной Корее культурными кодами Японии, Китая и США. Каким же образом Корее удалось не только сохранить в условиях глобализации самобытность своей культуры, но и сделать ее мегапопулярной на просторах Китая, Японии и затем всего мирового пространства? Как долго длилось зарождение современной креативной корейской культуры? Какую роль сыграли в становлении Халлю сериалы дорамы?
Необходимо так представить прототип, чтобы зрители узнали и поверили. В статье даются ответы на эти вопросы о причинах распространения этого культурного явления.
Ключевые слова: Корея, Япония, Китай, субкультуры, аниме, дорамы, Халлю, «корейская волна», массовая культура.
Сюй Шибинь
Просвещение скрипки в детстве
В статье рассматриваются цели обучения детей на скрипке, проводится обзор теоретической литературы относительно подходов к процессу обучения детей игре на скрипке, в том числе проводится анализ зависимости музыкальных навыков детей от их возраста. Также в статье проводится определение негативных следствий нерационально спроектированного процесса обучения детей на скрипке, определяются основные направления работы педагога, которые направлены на повышение эффективности просвещения детей игре на скрипке.
Ключевые слова: просвещение игре на скрипке, методические подходы, психологические факторы, принципы музыкальной подготовки, музыкальная педагогика, музыкальные навыки.
Терновая Л.О.
Социальные аспекты очищения общества в прямом и переносном смыслах
В статье на основе социально-исторического анализа представлена эволюция отношения людей к теме грязи, отходов, мусора. Эта проблема может быть рассмотрена как в прямом смысле, так и переносном, связанном с социальным низом, грязными помыслами, коррупцией и пр. Автор акцентирует внимание на связи этих аспектов, доказывая, что благодаря пониманию метафорического смысла грязи в разные исторические периоды посредством одних и тех же образов, касающихся грязи и мусора, оказывалось возможным привлекать внимание общества к социально значимым вопросам, например, избирательного права, борьбы с коррупцией, социальным лифтам. Появлялись зримые доказательства важности формирования амбивалентного отношения к людям и предметному миру, которое воплотилось, по выражению известного социолога З. Баумана, в мусорной культуре. Актуальность теме придает то, что глобализация, которая включила в свои потоки «глобализацию мусора», заставляла более ответственно подходить к проблеме утилизации отходов, требуя не только от общественных лидеров учитывать уроки «мусорной культуры», чтобы преодолеть глобальный кризис, но и заботится об изменении отношения к этим вопросам в массовом сознании.
Ключевые слова: глобализация, история, социальная ответственность, экология, мусор, отходы.
Мазунова Л.К.
Человек как объект преобразования в эпоху цифры
В статье противопоставлены две идеи совершенствования вида Homo sapiens: трансгуманизм ˗ идея «редактирования» человека с помощью биотехнологий и нейрохакинга, и «гоминизация» ˗ идея сохранения вида Человек Разумный тоже путем использования новейших технологий, но используемых как средства реализации и раскрытия потенциала Разума до своего предела.
Акцентируется внимание на симптомах трансформации современного человека, угрожающих существованию самого вида Homo sapiens.
Ключевые слова: трансгуманизм, постчеловек, информационно-коммуникационная эра, селекция человека, гоминизация, образование.
Сандул Я.В.
Мензарарь С.А.
Развитие правового сознания российского общества в условиях социальных потрясений (на примере пандемии коронавирусной инфекции)
В статье авторы рассмотрели особенности развития правового сознания в условиях пандемии коронавирусной инфекции. На примере российского общества показано функционирование правового сознания в процессе разработки и внедрения новых нормативных правил социальной жизни. Авторы доказывают, что политико-правовые ограничения способствуют закреплению деформационных форм правового сознания, понижая уровень доверия к власти, а также являются основой формирования спектрального многообразия восприятия населением управленческих решений: от полного принятия, до непринятия и негативной оценки.
Ключевые слова: правовое сознание, пандемия, социальный кризис, правое регулирование, правовой нигилизм.
Малейченко Е.А.
Скидан М.Н.
Социологические аспекты цифровизации образования
Рассматриваются роль и место цифровизации в совершенствовании системы традиционного образования. При этом основное внимание уделяется рассмотрению и преодолению негативных социальных последствий его цифрового переформатирования. Исходя из социальной природы человека обосновывается возможный синтез цифровизации и традиционного обучения, позволяющее использовать цифровизацию адекватно общественной природе и гуманистической сущности образования.
Ключевые слова: цифровизация образования, традиционное образование, искусственный интеллект, обнуление человека, дистанционное обучение.
Трусова Е.А.
Ткач Е.Н.
Репродуктивные мотивы в супружеской паре: гендерные различия
В статье представлены результаты исследования гендерных различий проявления репродуктивных мотивов супругов. Было опрошено 100 супружеских пар в период 2020-2021 гг. Самыми значимыми для супругов, принимавшим участие в исследовании, являются конструктивные психологические мотивы рождения ребёнка. Супруги понимают эти мотивы, часто совпадая в выборе пары (около 20% пар). Это были пары одинаковые по брачному стажу (5–10 лет), реализовавшие свои репродуктивные планы. Для данных пар ценность детей и семьи была максимальна значима. По результатам исследования достаточно значимым является деструктивный социальный мотив соответствия ожиданиям семьи, на репродуктивную установку этот социальный мотив имеет определенное влияние, особенно для женщин. Деструктивный экономический мотив для получения материальной выгоды также вошел в число достаточно значимых для опрошенных супругов. Было выявлено, что мужчины, принявшие участие в исследовании, больше в 1,5 раза, чем женщины, подвержены экономическому расчету. А женщины менее, чем мужчины, переживают за возможность с помощью ребёнка получить экономические бонусы.
Ключевые слова: репродуктивные мотивы, конструктивные мотивы, деструктивные мотивы, супружеская пара, беременность, социальные ожидания, отношения, здоровье.
Ткач Р.С.
Ткач Е.Н.
Звягина Г.В.
Разработка стартапа «Sportlife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и массовым спортом
Статья посвящена описанию особенностей разработки стартапа «SportLife» для активизации вовлечения взрослого населения в занятия физической культурой и спортом. По мнению авторов статьи, в современном российском обществе существенное значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья населения, формирования и упрочения здорового образа жизни. Физическая активность и массовый спорт обладают универсальной способностью комплексно решать проблемы повышения уровня здоровья населения, увеличения продолжительности жизни и трудоспособного возраста. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Авторами были получены следующие результаты: разработан и предложен вариант создания спортивно-цифровой платформы (сайта) «SportLife» для взаимосвязи спортсменов с тренерами, медицинскими учреждениями и организаторами мероприятий; создана информа-ционная база более 1000 спортсменов-любителей (легкоатлетов), при-влечены к сотрудничеству 2 беговых клуба города Хабаровска и 3 беговых сообщества; разработаны варианты единой программы и единых требований в сфере спортивной медицины для участников соревнований; привлечены организаторы спортивных мероприятий города Хабаровска, готовые сотрудничать с платформой «SportLife» и провести свои мероприятия с использованием данного цифрового ресурса.
Ключевые слова: стартап, массовый спорт, физическая культура, со-временное российское общество, население, здоровый образ жизни, спортивно-цифровая платформа.
Бондаренко Н.Г.
Коваленко А.А.
Гурин М.В.
Общество и знание: социальная конструкция реальности
Эпистемология знания в современной действительности, характеризующейся развитием технологичности и информатизацией общественных процессов, приобретает особое значение. Общество и знание представляют собой взаимодействие и результатом этого взаимодействия [2; 3], выступает знание, как артефакт социального конструкционизма. Объектом исследования выступает эпистемология знания, как философско – методологическое направление. Предметом исследования выступает социальная эпистемология в виде направления формирования социальных аспектов знания. Цель исследования – детекция содержания отношений общества и знаний. Задачи исследования: 1. Изучение теоретических источников предметной области исследования; 2. Детекция содержания социального конструктивизма и социального конструкционизма; 3. Формулировка научно аргументированных и обоснованных выводов исследования. Методологией исследования выступают общие принципы научного познания окружающей действительности в рамках философско – методологического подхода. Результатом исследования выступает детекция содержания взаимодействия общества и знания, как элементов социальной эпистемологии, формирующих современную социальную среду и формы научного познания.
Ключевые слова: социальный конструктивизм, социальный конструкционизм, эпистемология, социум, познание.
Авторы
Бондаренко Н.Г. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии права. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Пятигорский институт (филиал) СКФУ.
Васильев И.С. - магистр востоковедения и африканистики. Казанская православная духовная семинария.
Воробьева Е.С. - кандидат культурологии, доцент Департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет».
Гурин М.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры восточных языков и культур. Пятигорский государственный университет.
Звягина Г.В. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», магистрант факультета физической культуры.
Коваленко А.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Пятигорский институт (филиал) СКФУ.
Мазунова Л.К. - профессор, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
Малейченко Е.А. - кандидат социологических наук, доцент. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «РГУП» (Российский государственный университет правосудия), г. Краснодар.
Мензарарь С.А. - Приднестровский Государственный Университет имени Т.Г. Шевченко.
Протоиерей Димитрий Лескин - доктор философских наук, кандидат богословия, ректор. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти.
Сандул Я.В. - доцент кафедры общественных наук и организации здравоохранения. Кубанский медицинский институт.
Скидан М.Н. - старший преподаватель. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «РГУП» (Российский государственный университет правосудия), г. Краснодар.
Сюй Шибинь - аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Трусова Е.А. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», старший преподаватель кафедры психологии.
Ткач Е.Н. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук.
Ткач Р.С. - кандидат педагогических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», декан факультета физической культуры.
Шашок Л.А. - преподаватель Московский государственный институт международных отношений (У) МИД Российской Федерации.